ПОПУТЧИК ‘ 86: Заблуждения

В связи с выходом на американские экраны римейка «Попутчика», решил тут кое-что излить по поводу оригинального фильма.

«Попутчик» – вроде не «Шоссе в никуда», чтобы делать его деконструкцию, но как ни странно, когда речь заходит об этом фильме у многих что-то как будто заклинивает и фильму приписывается то, чего нет, а критикуется за то, что и не подразумевалось.

Яркий пример – рецензия kinanetКудрявцева.

Вообще говоря, подобный отзыв об этом фильме – не единичный случай. Я встречал и другие такие же. У меня даже создалось впечатление, что я один из немногих, кто понимает этот фильм как-то по иному.

Здесь я попытаюсь развеять пять самых устоявшихся заблуждений о фильме «Попутчик».

1. Джон Райдер – «Абсолютное Зло». 
 


Райдера принято считать персонифицированным злом. Это красивая, почти философская, мысль, но, извините, это не так. Видимо, слишком крепко сидит в голове у зрителя ассоциация с фильмом «Дуэль». Да, там – спору нет. Грузовик является воплощением понятий «опасность», «страх» и «агрессия», и даже больше, чем Акула из «Челюстей». Райдер – совсем другая категория.

Абсолютное Зло, Князь Тьмы или, например, Мистический Бензовоз никогда не захотели бы, чтобы их остановили. Это не укладывается в логику Абсолютного Зла. Судя по рецензиям, люди вообще не заметили или забыли, что Райдер сам многократно просит подростка остановить его.

Не знаю, как остальные зрители, но я ценю этот фильм не за параллели с, как тут, в сети, принято говорить, «Аццкой сотоной» и собственно Адом, который его окружает. Снять такое было бы легко и весело. Смотри, например, отечественный фильм «Жесть».

2. Сверхъестественная удача Райдера.
 


«Внезапно возникающий маньяк» – это, фактически, штамп. И даже в 86’ом году это не было новостью. Почему вдруг всех так это удивляет именно в этом фильме?

Никто не спорит, что Райдеру слегка везет. Это примета жанра, если хотите, не более. Так же как в романтических фильмах невеста всегда становится свидетелем случайного поцелуя своего жениха с другой, например. Никто же не списывает это на мистику, правда?

Хотелось бы также заметить, что не многим меньше везет и подростку-жертве: незахлопнутая дверь, шальные пули по полицейским шинам… Это же тоже примета жанра. Триллер же держится на безвыходных ситуациях, из которых жертва вдруг все же спасается, иногда благодаря смекалке, иногда благодаря везению. Вопросы это вызывает редко.

(есть еще одна особая сцена, о ней – позже)

3. О насилии и жанре.
 


Это – не реалистичный фильм о дорожном насилии. Но и не молодежный слэшер. Фильм устанавливает свои собственные законы и придерживается только их. Иначе это был бы совсем другой фильм.

Для реалистичности нужна неприкрытая жестокость. Для молодежности просто необходимо как можно больше кровишщщи. А в данном конкретном фильме большинство актов насилия вообще оставлено за кадром. Замечу, что многие триллеры такая выходка, как не дать зрителям «мяса», просто бы убила. Здесь же это сделано с особым мастерством и лишь идет фильму в плюс.

Иногда говорят, что этот фильм – совершенно стандартный. Что-то не похоже.

4. Резня в полицейском участке.
 


Наконец, переходим к многострадальной сцене. Многие, как оказывается, просто возмущены тем фактом, что Райдер, мол, разгромил целый полицейский участок.

Они не находят этому другого объяснения, как мистические силы или идиотский сцценарий. Так ли это на самом деле?

Прежде всего, нужно понять, что это довольно тихое время и тихое место. Полицейские не готовы к тому, что на них кто-то вообще осмелиться напасть. Мало кто ищет проблемы на собственную голову. Широко известно, что того, кто убил полицейского, будут искать с утроенной силой, а потом пощады можно будет не ждать. Полицейские знают, что с ними никто связываться не будет. Они ничего не боятся. Не те времена.

А еще вспомним сцену, в которой ПОДРОСТОК умудряется без особых проблем захватить ДВУХ полицейских, заставить их отдать оружие (если помните, они так ошарашены, что даже не сопротивляются), одеть на одного из них наручники, да еще и воспользоваться их машиной. И все это при помощи ОДНОГО ПИСТОЛЕТА. Разве это выглядело так уж нереально? По-моему, нет.

А теперь представим себе вооруженного матерого серийного убийцу и просто крепкого мужика, Джона Райдера.
Сколько людей было в участке? (Кстати, если вообще можно считать маленький придорожный «Sheriff Station №7» полицейским участком.) Нам показывают не горы трупов, а всего ТРЕХ мертвых детективов и одну собаку, которой вообще на все плевать. Это всего на одного человека больше, чем у подростка.

Ну и где мистика?

5. При чем здесь «Дуэль»?
 


Поймите меня правильно, «Дуэль» мне тоже очень нравится, но сравнение с ней тут явно не совсем годится. «Дуэль» ближе к бессмысленному и беспощадному хоррору (там одна беготня, да мысли жертвы). А «Попутчик» ближе уже к, простите за выражение, психологическому триллеру. (Про сиквел в этом смысле я, правда, молчу.)

Фильм называют предсказуемым. Мол, после первой трети фильма финал – очевиден. Жертва победит Попутчика. Разве? А по мне, Попутчик добился своего.

Он победил в том смысле, что заставил парня убить его. Он изначально хотел, чтобы его кто-нибудь остановил, но вечное везение ему “мешало”. Встретив парня, который догадался дать ему отпор вместо того, чтобы сказать “я хочу умереть”, Райдер стал преследовать его видя в нем своего убийцу. Только с этой целью он приковал Джейсон Ли к грузовику – он требовал, чтобы парень его убил, перешагнул через себя, через свое видимое бессилие перед злом.

П.С. Заметьте, я не говорю, что фильм – шедевр. У каждого может быть свое мнение. Но его желательно чем-то подкреплять. Просто все эти доводы мне кажутся не слишком убедительными.

П.П.С. А теперь посмотрим как понимают фильм те, кто сняли его римейк…

Advertisements
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

25 Responses to ПОПУТЧИК ‘ 86: Заблуждения

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s