Закрытые показы: “Гадкие лебеди” и “Отрыв”

Посматриваю замечательную по задумке программу “Закрытый показ” на Первом. Кто не знает, это что-то вроде телевизионного киноклуба – показ фильма, за которым следует его обсуждение.

Последние два фильма были “Отрыв” Миндадзе и “Гадкие лебеди” по Стругацким.

“Отрыв” мне категорически не понравился. На мой суровый взгляд, все, кому он понравился, на самом деле фильма не поняли и под его псевдоинтелектуальными элементами не разглядели жуткой банальщины и полного отсутвия здравого смысла, продуманности и элементарного адеквата.

Взята довольно живая тема – разбитый самолет и люди, переживающие потерю близких. Далее следует бред, в ходе которого персонажи (актерской игрой я, кстати, страшно недоволен) совершают идиотские поступки, без малейших объяснений перемещаются куда попало и, чаще всего случайно, совершают толкающие сюжет действия.

Пересказывать бред второй половины фильма, начинавшегося вроде как адекватный, – бесполезно. Диалоги местами – ярковыраженный артхаусный абзец (– Ты видела, как я деньги украл? — Когда? — Когда голая на меня из телевизора смотрела?), перемежающийся какими-то истерическими сценами, а в конце герой и вовсе вдруг совершенно не в кассу видит давно погибшего отца. Почему? Что это было? Хрен знает.

Присутсвовавший в студии Охлобыстин, который чуть ранее расхвалил фильм, не выдержав спросил у режиссера, правильно ли он понял, что главный герой изначально мертв. Миндадзе раскрыл рот и я понял, почему он снял такой кретинизм – он ведь и двух слов связать не может, а в итоге сформулировал одному ему понятные вещи, в красноречии соревнуясь с Черномырдиным. (“Я бы с вами солгасился, вы совершенно правы, если бы вы только не сказали, что герой мертв, потому что верно, что вот этот рынок, грубые фактуры и тут человек (отец героя), которого там быть не должно… и т.п.) Из чего все же стало понятно, что Охлобыстин не прав, в чем он тут же признался (“Я фильм, значит, не понял”), за что я его по-прежнему бесконечно уважаю.

Девушка из студии, которой кино очень понравилось, на вопрос о фильме стала нести околесицу про “очень грустно, когда гибнут дети” хотя никаких детей в фильме не было. Из чего я понял, что существует совершенно реальная аудитория, которой можно объявить какую-нибудь жуткую тему фильма, потом два часа показывать произвольную нарезку смеющихся и плачущих актеров, и им фильм понравится, хотя они не признаются, что ни фига не поняли.

Кроме того, был какой-то суперкритик, который на прямой вопрос Гордона “что все-таки произошло в конце?” стал говорить о проблемах мирового кинематографа. Я ржал как конь в этот момент. Ну и плюс отдельные личности увидели в фильме “катастрофу, которая произошла в стране в 90-ые”. Что еще раз доказывает, что можно вообще не париться над сюжетом и деталями, когда делаешь “умное” кино.

Ах, да. То есть весь этот сюжетный бред я мог бы списать на душевное состояние персонажей, переживающих трагедию (то есть у них тупо съезжает крыша, так что все нормально). Ведь все персонажи – поданы нам именно после катастрофы и непосредственно с ней связаны, так что возможно они такие прибабахнутые из-за шока и горя. Но нет. В фильме была также видеозапись обращения жены главгероя из Египта, ДО катастрофы, и по ней явно видно, что персонажи такие прибабахнутые ПО ЖИЗНИ всегда и вне зависимости от того, что с ними происходит. Понятное дело, что из этого можно сделать только один вывод – Миндадзе неадекватен сам.

Ну а в довершение всего этого, меня угораздило прочить и официальное описание картины, которое можно прочитать на нескольких сайтах в интернете (нет, я не про ошибочный разосланный синопсис, что это фильм про хоккеистов). После него я понял, что Линч – лузер, так как запутать зрителя сильнее чем Миндадзе ему не удастся.

“Гадкие лебеди” – фильм все же весьма неплохой. Прочитав пост nemica, я готовился к полнейшему УГ, но проблем у фильма не так много как кажется.

(важное примечание, конечно, что с литературным оригиналом я не знаком)

Фильм не тоскливый, просто у него старый ритм и ущербный закос под тарковщину, но на самом деле главное, что лишь немного перетянуто начало, где надо было создавать интригу (которая и без того нормально так шла из диалогов), а вместо этого показывали долгие проходы по аэропорту и т.п.

Еще минус в музыке и операторской индифферентности. Снято нормально, но крайне статично, почти как для телевидения и без находок.
И кстати, это не “красный фильтр”, а реальная красная засветка, так что – нечего наговаривать. 😉

Сюжет хороший, реализован более-менее достойно и тексты, вроде, вовсе не псевдоинтелектальные, а даже по существу. Пища для размышления имеется, мысль режиссер осознанно доносит (ура), смотреть даже интересно(ура), я даже больше скажу – сердце билось.

Что до обсуждения, то тут все хуже. Темы фильма забыли практически сразу и начали обсуждать проблемы молодежи. Народ перемкнуло похлеще, чем в некоторых рецензиях в духе “фильм про Фому, а я вижу про Ерему” на фильмы “Нефть” и “Мгла”. Тьфу.

П.С. В ходе обсуждения вскольз упомянули, что, оказывается, Сокуров экранизировал “За миллиард лет до конца света” под названием “Дни затмения”… Кто-нибудь видел случайно?

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

25 Responses to Закрытые показы: “Гадкие лебеди” и “Отрыв”

Leave a Reply

