Здравствуйте, меня зовут Киномозг и я не в восторге от “Аватара”.

Не знаю, как у вас, но у меня в ленте пока всего один, может два, сдержанных поста. Все остальные про шедевральность и гениальность, гениальность и шедевральность (и так по кругу целыми абзацами не в силах выразить все величие автора). Не могу не читать эти посты. У меня жежешечка для того, чтобы читать мнения людей, которые мне интересны. Я даже толком злиться не могу, так как в глубине души радуюсь, что люди действительно погрузились в фильм и как будто открыли для себя кинематограф прямо у меня на глазах. Но эти же люди еще почему-то пишут, что у тех, кто от “Аватара” не в восторге (у нас), – нет мозгов, мы разучились любить кино, привередничаем просто из нежелания быть как все, иногда даже пишут что мы убоги от рождения и т.п. Отдельная волна постов этих людей стремится доказать, что в примитивизме ничего плохого нет и вся классика – примитивна, но об этом позже. Поэтому накипело немного. Не знаю, кому они отвечают, но чувствую себя вовлеченным в эту дискуссию.

Я не злой. Я злюсь только когда ругают хорошее кино. Я часто радуюсь когда хорошее кино хвалят. Но это кино ужасно перехвалено. Не могу не признать, что лично мне очень не хочется, чтобы это становилось новым “эталоном кино”, породило фан-базу как у старых “Звездных Войн”, считалось лучшим произведением фантастики всех времен, а на все хэллоуины все теперь наряжались в котяток. Мне просто нужно высказаться (как любому блоггеру в конце концов) насчет нескольких моментов, которые ПОСТОЯННО всплывают у меня в ленте.

Гениальная простота.
Лично я про примитивность вроде не писал, а пост про предугадывание финала и вовсе был задуман, чтобы ЗАЩИТИТЬ жанр блокбастера в лице “Аватара”. Потому как придирка о предсказуемости мне самому обрыдла много лет назад. И если кто-то потом захочет мне возразить на тему простоты, то заостряю внимание, что в отношении “Аватара” я применяю слово не “примитивный”, а “скучный”. Классика – простая, иногда примитивная, но не скучная. Аватар – лично для меня невероятно скучный. Как я люблю мейнстримное блокбастерное кино, надеюсь, мне доказывать не надо. Я не разучился любить кино. Но как вы можете пересматривать этот фильм, я не понимаю. Так же как вы, наверное, не понимаете, как мне могло быть скучно.

Гениальность в дизайне Пандоры.
Возьмите любую фантастическую книжку или фильм и вы найдете такую же “гениальность”. Выдуманная флора и фауна – это НОРМАЛЬНО и ничего сверхъестественного в этом для фантастики нет. Возьмите хоть мультик “Тайна третьей планеты” с зеркальными подсолнухами, птицами-говорунами и т.п. Что у Кэмерона в Пандоре гениального и невероятного, кроме того, что графика исполнена достойно для этих денег и этого года? Кэмерон позаимствовал почти все из подводного мира. Кони – похожи на коньков, у них жабры (кстати, почему??), которыми они, тем не менее, дышат с тем же звуком, что и настоящие кони. Гениально? Семена священного дерева – это по сути одуванчико-медузы. Птеродактили, драконы. Носороги с носом как у рыбы-молота. Дополнительные пары глаз и ног. Лысые (и довольно мерзкие) про-лемуры. Насекомые, появившиеся всего в одной сцене и никого не кусающие. Ящерица с пропеллером-да-винчи, которая сама при полете крутится и не может в таком виде ни охотиться, ни удрать от хищника. Почему-то ни одного животного с шерстью. Волосы только на голове у навийцев (и только на голове). Плюс все светится, как на рейве. И на всей планете только один климат. Еще летающие горы гениальны. А еще военная техника. “И тут мехворриор достает из кармана нож”.

Идеальный сценарий.
Джейк Салли весь фильм с самого начала сопровождает все свои действия закадровым комментарием. Фильм-видеоблог. “Я лечу на Пандору вместо брата“, “Я залез в Аватар“, “Я сроднился с Навийцами“, “Я кое-что придумал“, “Я собрал войско“, “Я всех победил“. Еще не знаю как объяснить, но тот факт, что клон-аватар был выращен не для него, а для его брата-близнеца, меня смешит невероятно своей надуманностью. Ни один второстепенный персонаж не выходит за рамки, не развивается, не разрешает конфликт, не делает ничего интересного. Индус, бой-баба, гик, соперник-жених, старейшины – у них у всех по паре реплик, на которые они обречены уже одним своим характером, никакой мотивации, только действия и все, ничего больше, уход в тень истории о большой любви. Но даже у главных героев конфликты, решение вопросов выбора и т.п. идут как по рельсам. Сравниваю такой вариант “эпики” с ВК или даже ЗВ и плачу. Даже с ранними фильмами Кэмерона сравнивать жалко.

Невероятное 3D.
Делаю скидку на то, что не все еще привыкли к 3D, где можно фокусировать взгляд, различать цвета, что-то вообще видеть по яркости. Этот фильм не может быть на порядок более объемным, чем то, что уже пару лет как научились делать. Объемных эффектов причем почти нет. Он просто трехмерный. Невероятно, правда? Фанаты также расходятся во мнениях – с одной стороны это кино хорошо даже в ч/б, а с другой смотреть это не в залах 3D – не имеет смысла… Хотя тут я узнаю ситуацию, когда я прошу своих знакомых смотреть фильмы именно в кино. Но для меня это нормально. А тут все вдруг проснулись.

Гениальные месседжи.
От политики до экологии, от компьютерных вселенных до империализма – всему нашлось место в гениальном шедевре. Смею заметить еще раз – для фантастики это более чем нормально еще со времен Уэллса. “Война миров” – это не только “инопланетная пугалка”, но и колониальная политика, и эволюционная теория. И так в любой уважающей себя фантастике уже много лет. Я снова в глубине души рад, что люди замечают подтекст, но опять же, почему именно сейчас? Раньше вы этого не замечали никогда?  То, что в нем суммированы все достижения кинематографа всех времен (сомнительно, но допустим) не делает его самым лучшим фильмом. Это делает его самым средним фильмом.

Я все это пишу не для того, чтобы раскрутить всех на холивары. Я просто прошу: люди, остановитесь. Те, кому не понравился фильм – не идиоты. Воспринимать его как нечто ординарное – это нормально. Не скатывайтесь в абсолютные превосходные категории при оценке. Понравилось и в восторге – так и пишите. Не пишите, что ничего лучшего в истории не было и не будет. И откуда возникает эта неприкасаемость? Откуда желание втоптать в грязь всех, кто не согласен? Настолько некрасивые каменты я видел, что уже просто страшно. Люди, остановитесь.

В принципе, то же самое я хочу сказать всем, кто по другую сторону баррикад копит в себе ответную ненависть. Кино – смотрибельно, не катастрофа ни в техническом и не в художественном смысле. Мне повезло посмотреть кино до того, как лента захлебнулась в восторгах. Я не был зарежен негативом и даже смотрел с удовольствием до того как одолела скука. Благодаря 3D, уверен, никто не считает деньги потраченными впустую. А то, что все остальные бегают с расширенными зрачками – это не так уж страшно. Лишь бы остальных не затоптали.

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

354 Responses to Здравствуйте, меня зовут Киномозг и я не в восторге от “Аватара”.

Leave a Reply

