Нолан о “Начале”

После того гигантского поста с попыткой отмести некоторые вопросы к “Началу” (который почти что превратился в объяснение всего фильма поминутно), я взял драматическую паузу, так как в добавившихся спорах о трактовке финала, я реально начал чувствовать себя лешим, которому пытаются объяснить, что у фильмов бывают разные прочтения.
С тех пор уже развязались языки и у костюмера и у Майкла Кейна, который вообще все сказал прямым текстом. И наконец, журнал Wired добрался до режиссера и озвучил при нем ряд вопросов, некоторые из которых удалось прояснить (больше ничего из него выпытать не удасться, я думаю). Это нисколько не отнимает красоты у теории “фильма о кинопроизводстве”, а про “размышление об архитектуре” я никогда ранее не слышал, если честно.

Решил перевести тут этот текст в качестве некой точки, которую так и не поставил.


В фильме: После провала первого внедрения, Кобб крутит волчок, чтобы проверить не во сне ли он. Волчок падает.
По теории “Финал – не сон”: Так устанавливается, что не весь фильм является сном.
Нолан: “Так Кобб понимает главную ось реальности. Однако он ненадежный рассказчик”.
(прим. пер.: тут нужно помнить, что Нолан редко углубляется в какие-либо пояснения и если уж путает, то путает. В конце-концов, этот же человек встроил в финал “Мементо” несколько таких кадров, которые ни под одну теорию не подходят.)

В фильме: Саито обещает Коббу решить его проблемы, если он возьмется за работу. Он просит Кобба “принять это на веру” (“шагнуть в неизвестность”).
По теории “Весь фильм – это сон”: Эта фраза (“leap of faith”) возникает в фильме снова и снова. Это артифакт подсознания Кобба. 
Нолан:  “Не думаю, что расскажу вам об этом”.
(прим. пер.:  Вообще, повторение фраз в течение фильма – один из любимых приемов Нолана, что-то вроде напоминания о постоянной внутритекстовой полемике. Почему этот рефрен привлек столько внимания, учитывая  что герой “вернул” реплику другому, мне не очень понятно.)

В фильме: Кобб собирает свою команду и обучает Ариадну конструированию снов. 
По теории “Это фильм о кинопроизводстве”: Все роли распределены: Кобб – режиссер, Ариадна – сценарист, Имс – художник-постановщик, Саито – продюсер, Фишер – публика.
Нолан: “Я не намеревался снимать фильм о кинопроизводстве, но я тяготел к творческому процессу, каким я его знаю”. 
(прим. пер.: что в принципе не мешает вспомнить, исскуство – это сон разума. Ну а сны – вполне можно объяснять и толковать. )

В фильме: Кобб отправляется в Момбасу за Имсом (имитатором) и Юсуфом (химиком). 
По теории “А может быть, это размышление об архитектуре”: Чудесные панорамы по крышам Момбасы.
Нолан:  “Я хотел продемонстрировать как реальный мир может иметь аналогии с мирами снов. Город-лабиринт Момбаса подошел для этого.
По теории “Это фильм о кинопроизводстве”: Быстрый монтаж, таинственные погони, неправдоподобные совпадения – грамматика кино совпадает с грамматикой сна.
Нолан: “Я бы не сказал, что пробовал использовать грамматику кино, чтобы показать аудитории где сон, а где явь”.

В фильме: Кобб спорит с женой в лимбо, а в госпитале Фишеру внедряют идею.
По теории “Весь фильм – это сон”:  Жена подвергает сомнению реальность, в которую верит Кобб. Безликие корпорации? Международные погони? Серьезно?
Нолан: “Чтобы в конце фильма получилась неопределенность, зрителю нужно было понять, что мир Кобба и мир снов очень похожи между собой. И нужно сомневаться в Коббе”.

В фильме: Кобба выбрасывает на берег (так мы возвращаемся к началу фильма). Cobb washes up on the beach (full circle with beginning).
По теории “Только конец фильма является сном”: Саито соблюдает договор. Вместе они перестраивают лимбо под реальность.
Нолан: “Э.. Я бы не так стал трактовать фильм”.

В фильме: Прибыв домой, Кобб наконец видит лица детей.
По теории “Весь фильм – это сон”: Дети так и не повзрослели! И они в той же одежде! Это определенно сон.
Нолан:  “Дети не в той же одежде в конце! И они повзрослели! На съемках была вторая пара детей”.
“А может быть, это размышление об архитектуре”: Это дом-мечта ремесленника … с домом, построенным из кубиков на обеденном столе.
Нолан: “Это фильм об архитекторах. Он о строителях”.
(прим. пер.: WTF?)

В фильме: Кобб закручивает волчок – он все еще вращается в тот момент когда начинаются титры.
По теории “Весь фильм – это сон”: Волчок не важен – Кобб наконец видит своих детей.
Нолан:  “Важно, что Кобб даже не смотрит на волчок. Ему все равно”.
По теории “Это фильм о кинопроизводстве”: Аудитории приходится “шагнуть в неизвестность” (“принять все на веру”). Нолан использует неопределенность для рассказа. Одного ответа просто нет. 
Нолан: “О, нет, ответ у меня есть…”

Бонус: Про не сон сон или сон про не сон. (а то что-то маловато просмотров пока у почти единственного годного мешапа)

Advertisements
This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

53 Responses to Нолан о “Начале”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s